img9645После их ухода и возвращения скифов в конце первой половины I в. до н.э., исходя из политической обстановки 60- 40 гг. I в. до н.э., покровительство Сакскому святилищу мог оказать Боспор, в правления царей Фарнака, частично Асандра, Динамии и Полемона I распространявший власть на Херсонес. Не исключено, что власть подразумевала и заботу по обеспечению безопасности Херсонеса и его святилища от посягательств варваров. Следует отметить, что 10 из 15 боспорских монет в нумизматической коллекции из Сакской пересыпи относятся как раз ко второй половине I в. до н.э. Все же объяснить длительное присутствие греческого святилища на территории, занятой варварами, можно лишь предположив наличие некой договоренности Херсонеса со скифами или негласной традиции, препятствующей разрушению мест отправления культа. Возникшее в конце II в. до н.э. святилище на Сакской пересыпи, судя по находкам, достигло расцвета к концу первой половины II в. н.э., который продолжался до середины третьего столетия. Изучение фрагментов скульптуры, рельефов и древнегреческих надписей этоговремени позволило уверено зафиксировать культы фракийского Героя-всадника (Хероса), Кибелы, Артемиды и, предположительно, Юпитера Лучшего Величайшего, Митры Тавроктона и Геры. Для более полного представления о пантеоне Сакского святилища следует, вероятно, обратить внимание на фрагменты протомы с изображением Асклепия и терракотовой маски Геракла. Состав божеств, совместно почитавшихся в Сакском святилище, вполне естественен. Синкретизм Героя-всадника может включать зафиксированные в ходе исследования культы Асклепия и Артемиды. Мраморные плитки с Герой почти всегда находят в местах отправления культа Всадника. Рельефы Кибелы не только встречаются в одних фракийских святилищах с вышеперечисленными божествами, но ее изображение даже присутствует вместе с Херосом на одних вотивных табличках. Асклепия и Артемиду между собой, помимо фактов их общего почитания с конным богом, соединяет мифологическая традиция. Культ Артемиды во Фракии и Нижней Мезии во II — III вв. н.э. оформился, слившись с местным женским божеством, в единый образ богини-охотницы — Артемиду-Бендиду. Однако ряд причин заставляет выделить культ Артемиды из пантеона Сакского святилища и воздержаться от его отождествления с Бендидой. Рассмотрение культов, зафиксированных около г. Саки, привело к выводу о том, что все они обычны для фракийских святилищ II — III вв. н.э. Как установлено, отправление этих культов, в первую очередь синкретического Героя-всадника, вне территории Подунавья не встречается, помимо мест дислокации подразделений римской армии, в которых служили фракийцы. Появление контингентов Дунайской армии в Херсонесе относится ко времени правления Антонина Пия (13 8-161 гг.), точнее, к сороковым годам II в. Как раз не ранее этого времени датируются найденные на Сакской пересыпи посвятительные рельефы и надписи на плитках из так называемого белого дунайского мрамора. Кроме того, здесь обнаружен денарий Адриана и сестерций Фаустины Старшей. Обнаружение на Сакской пересыпи рельефов фракийского типа, римских монет и латинского посвящения Юпитеру Лучшему Величайшему (главному богу римской армии) свидетельствует о возможном расположении здесь, помимо святилища, пункта дислокации, вероятно, небольшого подразделения римских войск. Все надписи с Сакской пересыпи носят исключительно посвятительный характер. На некоторых из них удалось дополнить личные имена — …Максим… и Аврелий Хрисипп (?). Одно из них римское. В другом случае выявлено сочетание римского императорского и греческого имен. Такие имена могли принадлежать выходцам из Нижней Мезии и Фракии, получившим римское гражданство в результате набора в армию в конце II — первой половине III вв. н.э. Большинство солдат херсонесского гарнизона и членов их семей также не были римлянами по происхождению. Возвращаясь к вопросу о возможности присутствия римлян на водоразделе между морем и Сакским озером отмечу, что, как правило, святилища фракийских богов связываются с римскими сторожевыми постами. Наиболее многочисленными в римских провинциях являлись отдельно расположенные посты, не связанные с лагерями и крепостями, отличительной чертой которых было соседство с небольшим храмом или святилищем. Основной функцией таких постов был контроль за сухопутным передвижением. Обычно сторожевые посты возникали на дорогах, существующих в предшествующее время. Вдоль западного побережья Крыма проходит наиболее короткий и удобный, лишенный естественных препятствий, путь, ведущий в Херсонес, отстоящий от г. Саки на 70 км к югу. До привнесения римскими военнослужащими фракийских культов херсонесские греки в Сакском святилище, очевидно, поклонялись Артемиде. Посвящение этой богине вырезано на мраморной стеле первой половины П в. н.э. Как сейчас представляется (на основании анализа шрифтов надписей), культ Артемиды предшествовал возникновению в середине II в. н.э. святилища, принадлежащего римским легионерам. Так, зафиксированное на фрагменте одной из плиток греческое имя Филомус Горлышки амфор с клеймами хорошо известны в среде высшей администрации Херсонеса, начиная с 20-х годов II в. н.э. Отсутствие римского родового имени позволяет считать, что посвятитель был херсонеситом. Рельефов и надписей, твердо относящихся к концу П в. до н.э. — 1 в. н.э., на Сакской пересыпи не обнаружено. Однако можно предположить, что и в это время здесь почиталась Артемида. Святилище, очевидно, было основано на рубеже второго-первого десятилетий II вв. до н.э. понтийским войском Диофанта в честь победы в крупнейшем сражении скифо-херсонесской войны, одержанной, по свидетельству херсонесского декрета, благодаря божественной помощи местной богини Девы (Партены), по сути идентичной общеэллинской Артемиде, широко почитаемой населением Понтийского царства. В дальнейшем этому культу в Сакском святилище могли придать и целительные функции, что, возможно, определило его устойчивую продолжительную популярность. Сообщение Плиния Старшего (I в. н.э.) о врачевании грязью около города Парасин позволяет предположить наличие в окрестностях Сакского грязелечебного озера, к которому порой относят сведения этого автора, святилища и культа божества-целителя. В Херсонесском государстве таковыми являлись Асклепий и Гигиейя. Однако перед первыми веками н.э. наблюдается спад их популярности, вновь возросшей лишь со времени появления римлян. Одним из наиболее распространенных в Херсонесе культов был Геракл, наделенный исследователями, не без оснований, различными функциями. Так, Э.И. Соломоник высказала гипотезу о возможности распространения в районе грязелечебного озера и минерального источника вблизи г. Саки культа Геракла Сотера (спасителя), близкого Асклепию. В качестве богини врачевания, могла выступать и Артемида. Один и эпитетов — Сотера (спасительница) — сближает ее не только с покровительницей херсонесситов Девой, но и с Асклепием. Их соединяет и мифологическая традиция. Следует также учесть родство богини с Аполлоном — верховным греческим божеством-целителем. Кроме того, Страбон даже выводил имя этого бога из понятий «здоровье» и «невредимость». В Асклепиейоне (санатории) на острове Делос обнаружены и посвящения Артемиде. Присутствие такого культа, как Артемида, в конце II в. до н.э. — первой половине II в. н.э. на изучаемом памятнике объяснило бы преемственность появления фракийского святилища с почитанием в качестве основного божества Героя-всадника в ипостаси Асклепия или другого божества-врачевателя. Таким образом, выбор места для святилища и предполагаемого поста римской дорожной стражи предопределялся, по-видимому, преемственностью херсонесского и фракийских культов, а также чрезвычайно удобным расположением прежнего святилища на приморской дороге, что позволяло контролировать передвижение и перевозки. В ходе археологического исследования Сакской пересыпи было найдено большое количество средневековой керамики IX — Х вв. Если представления об античной истории района наметились хотя бы в самых общих чертах, то страничку средневековой летописи еще только предстоит приоткрыть.

Посмотреть Сакское Святилище на карте.