В древние времена толпы варваров часто приходили в Джуфт-Кале. Они осаждали город, воевали с его жителями и уводили их скот. Однажды они подошли к верхним воротам — Биюк-капу [1], с намерением разбить их и войти в город для разбоя и грабежа. Хотя жители города и сражались с ними, но не могли их прогнать от себя, так как те были многочисленнее и сильнее.
Унидев это, главы общины собрались для совета о том, что делать им для спасения жизни и имущества. Многие советовали умилостивить начальников вражеских отрядов серебром, думая, что, получив откуп, неприятели успокоятся и пойдут своей дорогой.
Уже они было решили послать к врагам людей с откупом в руках… Но между караимами был один старик, человек умный и находчивый. Он поднялся со своего места и сказал “Послушайте меня, братья мои, единоплеменники, и да услышит вас Бог! Давайте придумаем какую-нибудь хитрость, может быть нам и удастся прогнать от себя неприятелей. Если мы не победим их силою и войском, то мы победим их советом и знанием. Возложим же свои надежды на Боги, ибо Он-то и дает победу. “Конь приготовлен ко дню сражения, но Богу принадлежит победа“, — сказал Соломон [2], мудрейший из людей. И еще он сказал: “С хитростью веди войну“. Поэтому мой совет: не выходить для сражения с неприятелем из города, но и не сидеть, сложа руки и терять время. Чтобы неприятели не разрушали городских стен и ворот (хотя наши ворота очень крепки и оббиты железом) и чтобы не погибли и не пали от их руки, убитые мечом или взятые в плен. Если мы, по вашему совету, пошлем к ним мирных послов с серебром и золотом, то навлечем на себя еще большую беду, так как они наложат на нас стократный выкуп и не оставят у нас никаких жизненных припасов, думая, что у нас много серебра и золота. Если даже мы дадим им сколько они захотят, мы все-таки не избавимся от них
вполне: через некоторое время они опять соберутся и пойдут на нас, чтобы опять взять у нас откуп, и станем их данниками. Вот мой совет вам: есть у меня во дворе много пчелиных ульев; теперь лето, и пчелы сильны. Возьмем мы ночью десять ульев, принесем их потихоньку на стены и ворота и утром, когда враги пойдут, чтобы сражаться с нами и разрушить стены, мы бросим на них со стен и ворот эти улья. И вы увидите, братья, как пчелы будут сражаться за нас и прогонят их от нашего города. “
Эти слова понравились всем и они сказали: “Твой совет лучше советов всех наших глав и советников. Давай, исполним его, ибо для Бога не существует препятствий спасти великим или малым“.
В ту же ночь они приготовили все на определенных местах и утром, когда враги с оружием в руках пошли к воротам города, согласно совету старика, бросили на них пчелиные улья. Пчелы с яростью начали жалить их своими жалами. Враги увидели, что им не устоять перед ними, обратились в бегство, а пчелы неотвязно преследовали их всю дорогу. Таким образом, наступило облегчение. Народ прославлял и благодарил Бога, внушившего старику, такую мудрую мысль, а последнего почтили и возвысили, назначив его начальником и судьею над собой до дня его смерти.
Как гуси спасли Рим, так пчелы спасли Джуфт-Кале. Все это от Бога, ибо велик Его стан, силен, исполняющий Его слово [3].
Текст легенды – Тирияки В.З. “Легенды и предания крымских караимов”, Евпатория, 2002 г.
Печатается по журналу»Караимская жизнь, № 5-6, М., 1911.
Показать место из легенды на карте (Чуфут–Кале).
1.Биюк-капу (Большие ворота) – ворота Восточной оборонительной стены крепости Чуфут-Кале.
2. Соломон (у мусульман Сулейман) – библейский царь, сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы). Легендарный правитель объединенного Израильского царства в 965–928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм – главная святыня иудаизма. Соломон прославился своим умом и богатством. Караимская легенда о пчелах, спасших Чуфут-Кале, упомянута в автобиографических заметках екатеринославского старшего газзана С.Ш. Пигита – выдержки из его книги, изданной в 1894 г. в Санкт-Петербурге, печатались в»Караимской жизни на протяжении нескольких выпусков [Пигит С.Ш.] Дни минувшие… Кн. 5–6, октябрь–ноябрь. С. 13, 14].
3. Среди караимов это предание распространено и в другом варианте, где героиней выступает женщина Алтын-апа. Б. Я. Кокенай в своих материалах ссылается на стихотворение из рукописного фольклорного сборника – меджума, где изображена гибель сына Алтын-апа:
Алтын-апа, старая матушка,
Ранили Бабакая.
Рана от стрелы не заживет,
А если заживет – здоров не будет.
Чего же ты плачешь, старая матушка?
Разве оживет Бабакай?
Не говори: умер сын,
Ведь мы есть, душа-матушка.
Перевернулось и полилось,
И враги ошпарились,
Взбесились пчелы,
И враги рассеялись.