О происхождении Бахчисарая. Однажды сын хана Менгли–Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов.

Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук–су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.

Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук–су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу – и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.

Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Они сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где–то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы – турок или турки – золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли–Гирею, уже не подняться, как этой змее…

Прошло некоторое время.

Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силится поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах.

Возликовал сын Менгли–Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея… Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы.

И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда–то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале. На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Около дворца поселились его приближенные.

Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо было бы трех: двух в борьбе, а третью – полумертвую. Но третью не стали высекать: мудрым был хан Менгли–Гирей.

Показать место из легенды на карте (Бахчисарайский Дворец).

Легенда записана в 1938 г. от И. Оксюза из Бахчисарая.

Город Бахчисарай, что значит дворец в садах (бахча – сад, сарай – дворец), ныне районный центр, существует с конца XIV в. В XV веке (1432 г.) стал столицей Крымского ханства. До той поры столица находилась в Солхате (ныне город Старый Крым). Хан Менгли–Гирей (умер в 1515 г.) долго боролся с Золотой Ордой за самостоятельность Крымского ханства. В 1475 г. Менгли–Гирей содействовал туркам при разгроме генуэзских владений в Крыму. После победы турок Крымское ханство попало в вассальную зависимость от турецких султанов. В 1502 г. Золотая Орда окончательно распалась, а в 1503 г. хан Менгли–Гирей построил в Бахчисарае, на левом берегу речки Чурук–су, дворец. Легенда аллегорически отражает борьбу крымских и золото–ордынских ханов и турецкого султана за господство на Крымском полуострове. На воротах ханского дворца в Бахчисарае до сих пор сохранились изображения дерущихся змей. Легенда записана в 1938 г. от И. Оксюза из Бахчисарая. На территории нынешнего Бахчисарая издавна существовало несколько поселений. К моменту образования города в первой половине XVI в. среди них было три основных: город–крепость Кырк–Ер на горном мысу (ныне известен как Чуфут–Кале), селение Салачик в ущелье у подножия Кырк–Ера и селение Эски–Юрт при выходе из долины. В Салачике и Кырк–Ере со времен Золотой Орды существовали административные центры. На рубеже XVи XVI веков хан Менгли I Герай развернул в Салачике городское строительство, планируя превратить его в крупный столичный центр. Статус столицы Крымского ханства селение Салачик сохраняло до 1532 года, когда сын Менгли Герая, Сахиб I Герай, основал новую ханскую резиденцию в двух километрах от Салачика, назвав ее Бахчисараем. Впоследствии вокруг новой ханской резиденции разросся столичный город. Менгли Гирей I – сын основателя Крымского Ханства Хаджи Гирея. Приходил к власти три раза, борясь за власть со своими братьями. Сахиб Гирей I – сын Менгли Гирея I, правил Крымских Ханством с 1532 по 1550 год. В 1475 году турецкие войска не только захватили генуэзских владений в Крыму, но и, после длительной осады, захватили Мангуп – столицу княжества Феодоро. Тем самым, Османская Турция уничтожила двух главных соперников (и в, то – же время, партнеров и друзей) Крымского Ханства в борьбе за политическое влияние в Крыму.