Мюск–Джами – Мускусная мечеть.

Когда пройдет дождь, старокрымские татары идут к развалинам Мюск–джами, чтобы вдохнуть аромат мускуса и потолковать о прошлом. Вспомнить Юсуфа, который построил мечеть.

Когда жил Юсуф? Кто знает когда. Может быть еще когда Эски–Крым назывался Солгатом.

Тогда по городу всюду били фонтаны, по улицам двигались длинные караваны, и сто гостиниц открывали ворота проезжим. Тогда богатые важно ходили по базару, а бедные низко им кланялись и с благодарностью ловили брошенную монету.

–  Алла–разы–олсун, ага.

Но был один, который не наклонялся поднять брошенного и гордо держал голову, хотя и был носильщиком тяжестей.

Мозоли на руках не грязнят души.

Да будет благословенно имя Аллаха!

Носильщик Юсуф не боялся говорить правду богатым и бедным, все равно.

Ибо время – решето, через него пройдет и бедность и богатство.

–  Богатые, – говорил Юсуф, – у вас дворцы и золото, товары и стада, но совесть украл кто–то. Нет сердца для бедных; разрушается мечеть, скоро рухнет свод. Отдайте часть.

–  Пэк–эй, так, так –  думали про себя бедняки, но богатые сердились.

–  Ты кто, чтобы учить? Посмотрели бы, если бы был богат.

Покатилась слеза из глаз Юсуфа, и взглянул он на небо. Плыл по небу Божий ангел.

И сказал Юсуф ангелу:

–  Хочу иметь много золота, чтобы построить новую мечеть; и чтобы помочь тому, кто в нужде, хочу быть богаче всех.

Унес ангел мысль сердца Юсуфа выше звезд, выше света унес. А люди, злые люди хотели бросить его в пропасть в Аргамышском лесу. Много костей человеческих там на дне, если только есть дно.

И поспешил уйти от них Юсуф на площадь. На площади остановился караван, потому что умер внезапно погонщик верблюда, и нужно было заменить его.

–  Может быть ты сможешь погонять верблюда, – спросил хозяин каравана.

–  Может быть смогу, – ответил Юсуф и нанялся погонщиком.

И ушел с караваном за Индол, на Инд.

Кто не слыхал об этой стране!

В камнях там родится лучистый алмаз; на дне моря живет драгоценный жемчуг; из снежных гор везут ткань легче паутины, и корни трав пьют из земли аромат и отраву.

Много лет провел Юсуф в этой стране; спускался с гор в долины и поднимался опять в горы.

Благословил ангел пути его, росло богатство хозяина, но Юсуф оставался бедняком.

Когда к руке не липнет грязь, не прилипает и золото. Удивлялся хозяин: – Где найти такого?

Один раз привез Юсуф хозяину мешок алмазов, каких никогда не видал хозяин. И не взял себе ни одного.

Подумал тогда хозяин о своем сыне, от которого знал только обман, и сказал близким:

–  Вы слышите, если умру, Юсуфу, а не сыну – мое богатство.

И вскоре умер.

Так бывает. Сегодня жив, а завтра умер; вчера не было, сегодня пришло.

И стал Юсуф богаче всех купцов своего города.

Была пятница, когда его караван приблизился к Солгату. Тысяча верблюдов шли один за другим.

И никто не подумал, что это караван Юсуфа.

Не узнали его, когда подошел к мечети.

Не догадались, когда сказал:

–  Вот упал свод.

Молчали.

–  Иногда молчишь, когда думаешь, когда стыдно станет – тоже молчишь.

Так подумал Юсуф и сказал:

–  Не отдадим ли части богатства?

Закричали солгатские беки:

–  Если имеешь, отдай!

Усмехнулся Юсуф.

–  Юсуф обещал сделать так.

Тогда подумали – не он ли Юсуф.

–  Бывают чудеса.

А на другой день сотни рабочих пришли на площадь, где была мечеть, чтобы сломать старые стены.

–  Прислал Юсуф–ага.

И по слову Юсуфа стали подвозить со всех сторон молочный камень, слоновую кость, золотую черепицу.

–  Такой мечети не было в Крыму, – говорили в народе и называли Юсуфа отцом праведных, узнав что по заказу его пришел в Кафу корабль с мускусом, и приказал он бросать ароматный порошок в кладку стен новой мечети.

–  Чтобы, когда пройдет дождь, с паром от земли поднималось к небу и благовоние от подножья Мюск–джами.

Прошло две зимы, и к празднику жертв была готова мечеть.

К небу шли белые башни минаретов, сверкали золотом скаты крыш, порфировые пояса бежали по сводам.

–  Абдул–гази Юсуф, Юсуф отец праведных, иди принести первую жертву!

Заклал Юсуф жертвенного барана и отдал беднейшему носильщику.

–  Таким был Юсуф, когда просил ангела о богатстве, чтобы построить мечеть.

И взглянул Юсуф на небо. Плыло светлое облако и, остановившись над мечетью, осыпало землю бриллиантовым дождем.

Тогда благовоние мускуса поднялось от подножья мечети.

И упал народ перед Юсуфом на колени.

–  Юсуф, ты достоин быть повелителем Солгата.

Но Юсуф покачал головой.

–  Власть – пропасть между людьми.

И остался навсегда с бедными, потому что, раздав все, стал сам опять бедняком.

Но народ забыл ханов и беков, и не забыл Юсуфа.

И когда после дождя старокрымские татары собираются к развалинам Мюск–джами, чтобы вдохнуть в себя аромат мускуса, всегда вспоминают праведного Юсуфа.

Показать место из легенды на карте (Старый Крым).

Н. Маркс «Легенды Крыма» (М., 1915).

Развалины мускусной мечети сохранились. Они образуют параллелограмм, свод над которым поддерживался столбами по три с каждой стороны. Вокруг мечети, ещё в 60–х годах прошлого столетия (автор говорит о XIX веке, прим. сост.), были видны красивые, местами с позолотой, арабески. Надвходная надпись говорит: «Да будет благодарение Всевышнему за руководство на путь истины и милость Божия на Мухамете и его преемниках. Строитель сей мечети, в дни царствования великого хана Мухамета–Узбека (да будет владычество его вечно), смиренный раб, нуждающийся в милости Божьей, Абдул–Гази–Юзуф, сын Ибрагима Узбекова, 714 гиджры» (1314 год).

Золотоордынский хан Узбек (1313–1342), по свидетельству арабских писателей, проявил особую ревность в утверждении мусульманства в его владениях. Сам Узбек хан не жил в Солгате (Старый Крым) и лишь наезжал туда.

С именем Юсуфа, помимо настоящей легенды, в народной памяти сохранилось предание об основании самого Солгата. Крымский историк Сеид–Мухамед–Риза (в 1756 году от Рождества Христова, в своём сочинении «Семь планет в известиях о царях татарских» (напечатано Казем–беком в Казани в 1832 году, стр. 77, 78) рассказывает…

Предание об основании Солгата. В прежнее время местность, на которой расположен город, принадлежала к Кафской пристани (Феодосийской), служа сборным пунктом для купцов персидских и франкских, привозивших сюда разные европейские и азиатские товары, которыми наполнялись и пестрели шалаши, палатки, деревянные дома и саманные мазанки. Благодаря превосходному климату и чудному воздуху, население и постройки быстро умножились и мало–по–малу вызник к югу от Кафы, при подошве высокой горы Аргамыш (возможно опечатка, название горы произносится, как Агармыш, прим. сост.), целый город, обнесённый ради безопасности крупостной стеной и названный Солгатом. В ту пору один  богатый купец предпринял постройку большой мечети и, из усердия к Богу, к материальным затратам присоединил и личный труд. Одетый в старое платье он вместе с рабочими таскал глину. Вдруг проезжает мимо купец с двадцатью вьюками мускуса. Строитель мечети полюбопытствовал узнать, что за товар везут. Торговец поглядел на грязную рабочую одежду его, презрительно ответил: «подходящего для тебя товара нет». Смущённый таким ответом торговца, строитель заплатил тотчас же стоимость мускуса и велел свалить его в размешанную глину, сказав рабочим: «салъ (сваливай), катъ (меси)». Оттого и самый город назвали Салкатом (конец предания, прим. сост.).

Мускус – ароматный, коричневого цвета порошок, добываемый из мускусной крысы (Азия) и Гималайского оленя, самца, под брюхом которого имеется мешочек с этим веществом. Мускус, оцениваемый теперь от 960 рублей до 1280 рублей за килограмм, считался в древности драгоценнейшим препаратом, благодаря его целебным свойствам, в особенности для облегчения страдания рожениц. Может быть, в связи с этим мускус приобрёл литургическое значение. Папы, до начала 16–го века, вступая во владение Латеранским дворцом, получали в дар кошелёк с двенадцатью драгоценными камнями и мускусом, который считался символом добродетели и милосердия к бедным. В свою очередь папы, выражая особенное благоволение царственным особам, дарили золотую розу с мускусом. Как говорит Н. В. Чарыков в своём известном труде о Павле Минезии, в 1675 году был дан указ сибирскому приказу о посылке в Рим к аббату Скарлату 3 фунта мускусу доброго, в вознаграждение за собрание сведений по описанию святынь Рима (260, 681 стр.). Судя по нашей легенде о Мускусной мечети в Солгате, литургическое значение мускуса было не чуждо миру мусульманскому. По словам  татар, стены Мускусной мечети и теперь после дождя издают аромат.

Аргамыш (современное название Агармыш, прим. сост.) – горный хребет вёрст 8 в длину; на одной из вершин его имеется провал, схожий с жерлом вулкана, не более сажени в поперечнике. Местный пристав Н. М. Яворский опускал верёвку в 50 саженей длины, но не достал до дна, а, по словам старокрымцев, если бросить просо, то оно выйдет в прудах Шубаша, за несколько вёрст от города. По преданию в этот провал сбрасывали преступников.

Индель – путь в Индию.

Верблюд завезён в Крым татарами из средней Азии. Это нежное животное, после эмиграции степных татар, стало быстро исчезать в Крыму.

Алла–разы–олсунъ – благодарю.

Настоящую легенду рассказывал мне старокрымский мулла.