Средневековое городище Чуфут–Кале расположено на мысовом плато, высотой над уровнем моря до 540 м. Общая площадь – 38 га. С трех сторон плато ограничено высокими отвесными обрывами. Городище делится на три части, отражающие различные периоды его существования: Бурунчак (тюрк. букв. носик , мысок ), незастроенная часть городища; Старый город и Новый город . Крепость возникла, согласно одному мнению, в VI в., согласно другому – в более позднее время – в IX–XI в. В свете новейших исследований предпочтительна первая версия. Впервые в письменных источниках крепость упоминается в конце XIII в. (1298/99 г.) Под именем Кырк–Ор (Сорок замков) она названа в числе поселений на полуострове, подвергшихся нападению эмира Ногая в ходе междоусобной войны в Золотой Орде. Не исключено, что именно она подразумевается в сочинении монаха Рубрука, проезжавшего через Восточный Крым в 1253 г. Рубрук упоминает о неких сорока замках, расположенных между Судаком и Херсоном (Херсонесом). Возможно, что автор буквально истолковал перевод названия, сообщенного ему на незнакомом для него языке. В 1321 г. арабский географ Абульфеда писал, что Кырк–Ор используется аланами как убежище на случай нападения врагов. В середине XIV в., в правление золотоордынского хана Джанибека, крепость была захвачена татарами, владетелями ее становятся беи (князья) Яшлавские. В период распада Золотой Орды (вторая половина XIV – начало XV вв.) крепость служила резиденцией некоторых претендентов на ханский престол. В период образования независимого от Золотой Орды Крымского ханства, с 30–х гг. XV в. до начала XVI в., Кырк–Ор служит резиденцией его правителя. О росте города в это время свидетельствует ярлык (грамота) основателя ханства Хаджи–Гирея, упоминающая в 1459 г., кроме мусульманской и христианской общин, иудейскую (караимскую?). Позже, в ярлыке следующего хана Менгли–Гирея, упоминается еще и армянская община. С 1454 г. существует монетный двор, выпускающий монету, на которой указывается название города. Перестраивается мечеть, основанная, вероятно, еще в середине XIV в.,реконструируется оборонительная система. В начале XVI в., в связи с изменением политической обстановки, ханская резиденция переносится сначала в Салачик (Староселье), а затем в Бахчисарай. Кырк–Ор сохраняет значение укрепленного убежища, в котором ханы укрывались во время внутренних распрей и внешних нападений. В конце XVI – начале XVII в. татары покинули крепость, здесь остаются караимы и армяне, а к середине XVII в. только караимская община. С этого времени название Кырк–Ор меняется на Кале (впервые упоминается в 1608 г.), и вскоре приобретает форму Чуфут–Кале (Иудейская крепость). Местные караимы занимались ремеслами и торговлей. В Бахчисарае, где они держали лавки, им разрешалось находиться только до захода солнца, на ночь нужно было возвращаться в Чуфут–Кале. В конце XVIII в. здесь еще насчитывалось около 200 домов, что могло соответствовать численности населения до 1000–1200 человек. После присоединения Крыма к России жители начинают покидать Чуфут–Кале, переселяясь в основном в приморские города – Евпаторию и Феодосию. В Евпаторию в начале XIX в. было переведено караимское духовное правление и типография. К середине XIX в. город почти полностью опустел. Основная причина – отсутствие на плато питьевой воды и недостаток пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, где ранее они могли только держать торговые лавки. Руины древнего города уже в XIX в. становятся местом прогулок любителей природы и истории. Чуфут–Кале посещали известные писатели и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А.М. Горький, А.Н. Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж, А.Г. Битов; художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов и др. Недалеко от Чуфут–Кале, в обрыве ущелья, названного в честь Марии–Богородицы, располагается православный Успенский монастырь. Он неоднократно упоминается в документах XVI – XVII вв. Русское правительство пыталось через него укрепить свое влияние на христианское население Крыма. Важную роль он сыграл в период переселения христиан с полуострова в 1778 г.Именно выходцы из ущелья Марьям–дере основали наиболее значительное поселение на северном берегу Азовского моря, превратившееся в город Мариуполь. После выхода христиан монастырь пустовал до 1850 г. В 15 августа, в день престольного праздника Успенья, состоялось торжественное открытие Успенского скита. Количество монахов в нем к концу XIX в. достигало 30. Существовало 5 храмов. Самый древний из них, пещерный, в честь Успения Богоматери, венчал монастырский ансамбль. Он находился почти на половине высоты отвесного скального обрыва ущелья. Другая пещерная церковь во имя святого Марка была создана в 1859 г. На площадке под скальным навесом в 1857 г. была возведена церковь святых. Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья высился храм Георгия Победоносца (1875 г.). И, наконец, на нижней площадке, у дороги, ведущей в Чуфут–Кале в 1896 г. появился храм св. Иннокентия Иркутского, заложенный в память инициатора восстановления православных святынь Крыма архиепископа Иннокентия. В 1922 г. советская власть ликвидировала Успенский скит. Более 70 лет он пребывал в запустении. После возвращения монастыря епархии, с 1993 г., здесь ведутся большие ремонтные и строительные работы, по сути дела воссоздавшие монастырь в новом облике. Пристроенные к скале стены с оконными переплетами, прикрыли гроты в подножье обрыва, придававшие ранее этому месту облик истинно пещерной пустыни.
Показать пещерный город Чуфут-Кале на карте.
Как добраться.
Необходимо любым транспортом (автобусом или же электричкой) добраться до Бахчисарая. Затем, на самом ж/д вокзале необходимо сесть на маршрутное такси, следующее на Староселье. И ехать до конечной остановки. Потом вверх по дороге пройти около 1 км до Успенского Монастыря, а затем и до Чуфут-Кале.