Когда Аллах сотворил мир и, сделав эту очень ответственную работу, лег отдыхать, на земле настала блаженная весна. Зазеленели деревья, начали распускаться почки, появились цветы.
Тогда потянулось к райским цветущим садам все живое и поднялся большой шум. Тот хватает одно, тот тянет другое, ссорятся между собой, ругаются. Одним словом – никакого порядка нет.
Не выдержал Аллах, поднялся со своего ложа, где он отдыхал, и стал наводить порядок. Первым долгом позвал он всех к себе и сказал так:
– Неразумные дети мои! Вы перепортите все сады. Повелеваю каждому из вас выбрать себе какое–нибудь одно растение, чтобы потом только им и пользоваться. Подумайте хорошенько, подходите ко мне и просите.
Что здесь было после слов Аллаха! Всякая живая тварь засуетилась, заволновалась, как бы не прогадать. Тот просит вишню, тот яблоню, тот персик, тот абрикос.
Подошел к Аллаху и Шайтан.
– И ты здесь? – спросил Аллах.
– И я здесь, – ответил нечистый, скосив хитрый глаз.
– Подумал?
– Подумал.
– И что же ты выбрал?
– Кизил.
– Кизил? Почему кизил?
– Так, – не хотел сказать правду Шайтан.
– Хорошо, бери кизил, – решил Аллах.
Весело запрыгал Шайтан, завилял хвостом от радости. Еще бы, он так ловко обхитрил всех, выпросив для себя кизил. Кизил первым зацвел, значит, раньше других растений даст урожай. А первая ягода – самая дорогая. Повезет он свой кизил на базар, продаст втридорога, денег много загребет. Богаче всех будет Шайтан!
Настало лето, начали созревать плоды – вишни и черешни, яблоки и груши, персики и абрикосы. А кизил все не зрел, по–прежнему оставался зеленым и твердым.
Сидит Шайтан под деревом, злится:
– Да созревай скорее, шайтанова ягода!
Не зреет кизил. Тогда стал Шайтан дуть на ягоды, и сделались они красными–красными, словно пламя. Но, как и раньше, они были твердыми и кислыми.
– Ну, как твой кизил? – спрашивали Шайтана люди.
– Гадость, а не ягода, берите ее лучше себе, – ответил Шайтан и плюнул с досады, аж кизил почернел.
Поздней осенью, когда урожай в садах был уже убран, люди пришли в лес по кизил. Собирая черные, но сладкие, вкусные ягоды, они подсмеивались над Шайтаном:
– Просчитался Шайтан!
– Маху дал Шайтан!
– Сам себя перехитрил Шайтан!
А Шайтан тем временем бесился от злости и думал, как бы отомстить людям, чтобы они запомнили этот кизил раз и навсегда. И придумал.
На следующую осень Шайтан сделал так, что кизила уродилось вдвое больше. И чтобы он созрел, потребовалось вдвое больше солнечного тепла.
Обрадовались люди большому урожаю кизила, не подозревая, что это проделка Шайтана.
А солнце, истощившись за лето, не смогло уже послать на землю достаточно тепла. И наступила такая суровая зима, что позамерзали сады, а люди чуть живы остались.
С тех пор существует примета: если большой урожай на кизил – быть холодной зиме.