Гражданский кодекс РФ позволяет владельцам земельных участков, в границах которых находятся пляжи, закрывать к ним доступ для посторонних лиц. Об этом говорится в официальном ответе министра курортов и туризма Крыма Елены Юрченко на обращение главы общественной организации «Гражданский актив Коктебеля».

«В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, – говорится в ответе чиновницы. – Таким образом, доступ на пляжи, расположенные в границах земельных участков частной формы собственности, а также искусственные пляжи в составе морских берегозащитных сооружений частной формы собственности может быть ограничен собственником данного имущества».

При этом министр обратила внимание общественников на то, что количество общедоступных пляжей в Крыму увеличилось на 56 по сравнению с 2013 годом – в прошлом году свободный доступ обеспечивался на 406 из 560 пляжей.

С таким подходом категорически не согласны общественники. «Если министерство выявило какие-то пляжные территории, которые по каким-то незаконным основаниям находятся в частной собственности, так пусть принимает меры, — недоумевает активистка ОО «Гражданский актив Коктебеля» Ольга Адаменко. — А расписывать нам Гражданский кодекс зачем? Мы знаем, что такое частная собственность. И мы другое знаем, что пляжи не могут находиться в частной собственности».

Общественники сделали подборку норм российского и украинского законодательства, к которым апеллируют «собственники» пляжных территорий.

В частности, статья 27 Земельного кодекса РФ запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, а свободное пользование береговой полосой гарантируют статья 23 Земельного кодекса, статья 6 Водного кодекса Российской Федерации, статья 8.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 9 Градостроительного Кодекса РФ.

Также создание условий для массового отдыха жителей поселения и обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам определяет федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и статья 262 того же Гражданского кодекса РФ, который привела в пример Юрченко. «Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка», — говорится в ней.

Законодательство Украины, которое действовало в Крыму в период, когда ряд граждан успели стать «собственниками» пляжей, в равной степени не допускает таких прав. Право общего водопользования определяют статья 13 конституции Украины, статья 47 Водного кодекса, статья 83 земельного кодекса и статья 38 ЗУ «Об охране окружающей среды».

Ранее Государственный совет Крыма удовлетворил протест прокурора республики Натальи Поклонской на закон «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях Республики Крым», нарушавший российское законодательство в вопросах доступности пляжных территорий.

 

Источник