Как известно, в 438-437 г. до н. э., по данным Диодора (XII, 31, 1), на Боспоре произошло важное историческое событие: на смену власти Археонактидов пришла новая династия Спартокидов, которая царствовала на Боспоре более 300 лет. Кто был Спарток, основатель этого рода, каково его этническое происхождение, из какого социального слоя он вышел, какова его связь с Археонактидами, мирный или насильственный характер носила передача власти на Боспоре из рук Археонактидов к Спартокидам? Прямого ответа на поставленные вопросы нарративные источники не дают. Поэтому среди исследователей, изучающих историю Боспорского царства, существуют различные точки зрения по вопросу о происхождении династии Спартокидов и дается различная интерпретация довольно скудной информации, относящейся к этой проблеме.

С этнической точки зрения происхождение новой боспорской династии трактовалось как фракийское (Г. Перро, Г. Гайер, В. Ф. Гайдукевич, А. В. Мишулин, О. В. Кудрявцев, Г. Вернер, X. М. Данов, и другие), скифское (С. А. Жебелев, Д. П. Каллистов), синдо-меотское (Дюбуа де Монпере, М. И. Ростовцев, М. И. Артамонов, В. Д. Блаватский, Г. А. Цветаева, И. И. Руссу и другие), эллинское (А. А. Сибирский, Т. В. Блаватская, И. Б. Брашинский, А. И. Болтунова, Н. К. Сопова). Подробное изложение всех этих гипотез, критический анализ аргументации исследователей заняло бы много времени и места, поэтому в данной статье мы ограничимся лишь попыткой выяснения некоторых частных аспектов этой проблемы; во-первых, рассмотрим как смотрели греческие историки на происхождение династии Спартокидов. Единственным местом, в какой-то степени проливающим свет на этот вопрос, является фраза Страбона (VII, 38), который ссылаясь на Хрисиппа, писателя III в. до н. э., приводит рассуждение о высоких моральных качествах, свойственных некоторым варварам, в частности скифам, персам, египтянам и другим негреческим народам, и в качестве примера таких добродетельных варваров называется боспорский царь Левкон — «Смотри также, что говорит Хрисипп о боспорских царях, именно о Левконе (перевод В. В. Латышева) — ода бе ха! а А,ёуе1 Хдйаигслоа лед! тыгз той Воалодои paaiA.etov JTCDV лед! Aevxtova.

Однако трактовка этой фразы Страбона вызвала дискуссию среди антиковедов. Для В. Ф. Гайдукевича и Д. П. Каллистова эта фраза Страбона является главным аргументом в пользу варварского происхождения династии Спартокидов: «… с точки зрения греческих писателей, Спартокиды по своему происхождению не были эллинами». Довольно решительно против этого перевода В. В. Латышева и, соответственно, трактовки Спартокидов, в частности Левкона, варварами, выступила Т. В. Блаватская. Она полагает, что выражение лед! Aevxwva не обязательно понимать как периферическое, имеющее целью упомянуть именно Левкона. Такое толкование основывается на более поздних текстах (например, Плутарх) и предлагает исходить из обычного понимания 01 Jiegi riva как «люди, находящиеся при ком-то, под начальством кого-то». Т. В. Блаватская предлагает переводить данное место из «Географии» Страбона как «царей из окружения Левкона», понимая под ними варварских царей, подвластных Спартокидам. Однако такая трактовка сообщения Страбона вызвала возражение со стороны Л. И. Грацианской, которая обратила внимание на то, что сам термин (ЗаснХейа в VII книге Страбона почти не употребляется, а относительно вождей варварских племен, подчиненных Боспору, обычно употреблялись специальные термины Viyepibvea, 6vvaaxai или акеллтой/оь Весьма существенным нам представляется так же замечание Ю. Г. Виноградова, отметившего что выражение xtov той (Зоалодог PaaiXetov носит не географическое, а политическое значение — «цари Боспора», в смысле «царствующие над Боспором». Ими могли быть только Спартокиды.

Поэтому в разбираемой выше фразе Страбона, как нам представляется, скорее всего речь идет именно о боспорских царях из рода Левкона, который был наиболее известным царем из династии Спартокидов. Не случайно, что в сочинении Клавдия Элиана (автора II — начала III в. н. э.) «Различные истории» (VI, 13) упоминаются боспорские тираны из династии Левконидов (xcijv Aevxa)vi6ajv лед! fJocmogou), власть которых сравнивается с тиранией Гиерона в Сицилии и Кипселидов в Коринфе.

Таким образом, видно, следует согласиться с мнением В. Ф. Гайдукевича и Д. П. Каллистова, что с точки зрения греческих писателей династия Спартокидов была скорее всего варварского происхождения.

Распространенная в нашей историографии — точка зрения, что имена боспорских царей и их родственников, такие, например, как Спарток, Перисад, Камасария, являются фракийскими по своему происхождению и подчеркивается, что аналогичные имена носили в ту же эпоху члены фракийской царской династии Одрисов (В. Ф. Гайдукевич, Д. П. Каллистов и др.). Нам представляется, что и этот вывод исследователей далеко не бесспорен. Так, уже В. Д. Блаватский в статье «Об именах Спартокидов», вслед за Ф. Юсти и Э. А. Грантовским, поставил вопрос об ираноязычности имени Перисада, подкрепляя этот тезис ссылкой на женское имя Парисатис (Парисатида), жены Дария II, о которой сообщает Ксенофонт в «Анабасисе» (I, 1, 1). Имя Перисад иранистами этимологически объясняется как «обеспечивающий изобилие» или «победоносный». Имя Камасария, которое носит супруга царя Перисада, также имеет иранский характер и переводится с древнеиранского языка как «властолюбивая» или «имеющая непокрытую голову».

Однако фракоязычный характер имени Спартока до сего времени не подвергался сомнению. Это «фракийское» имя является главным аргументом для сторонников фракийского происхождения родоначальника боспорской правящей династии (Перро, Латышев, Гайдукевич и др.), который был предводителем фракийских наемников и захватил власть, устранив с боспорского престола Археанактидов. Действительно, имя Спарток идентично одрисскому имени Спарадок. Но позволительно задать вопрос: относится это имя к ономастикону собственно фракийского круга или является заимствованием из иноязычной среды, в частности скифской? Основанием для постановки такого вопроса являются следующие аргументы. При раскопках Дуванлийского могильного некрополя, в одном из курганов V в. до н. э., было открыто богатое захоронение, в инвентаре которого находился золотой перстень с именем собственника — Скифодок. Это имя вызвало оживленную дискуссию среди болгарских ученых (Д. Дечев, В. Георгиев, К. Влахов, Ж. Велкова).

Весьма интересным в этой дискуссии является мнение, высказанное болгарским лингвистом К. Влаховым, который считает суффиксы — тохоа-бохоа, не фракийского, а ирано-малоазийского происхождения. Имя Скифодок рассматривается как отражение влияния скифского мира. Нам хорошо известны брачные династийные связи скифского царского дома с фракийским: например, согласно Геродоту (IV, 80), брат Скила Октамасад был сыном дочери одрисского царя Тереса, который, видно, отдал свою дочь царю скифов Ариапифу при заключении дружеского союза. Античная традиция свидетельствует о проникновении скифских племен в конце VI в. до н. э. на Балканский полуостров, что подтверждается многочисленными находками скифских вещей на Балканском полуострове (в частности, в Добрудже) вплоть до южной части Болгарии . Весьма существенно и то обстоятельство, что с конца VI в. до н. э. в Добрудже появляется скифская лепная керамика, которая дает основание полагать и сам факт наличия скифов в этом регионе. Исходя из вышеизложенного можно в порядке постановки вопроса высказать предположение, что такие имена одрисского царского дома как Берисад (Перисад), Спарадок (Спарток) являются следствием влияния ономастикона скифского (иранского) круга. Основываясь на этом можно попытаться дать предположительную этимологию имени Спартока (или Спартака, как его называет Диодор), исходя из форм скифского языка, который частично реконструирован известным иранистом В. И. Абаевым.

В первой части слова spar — можно видеть грагол «наступать», «давить», во второй — taka — прилагательное «сильный», «стремительный»13. Таким образом, этимологический смысл этого иранского (скифского?) имени Спарток можно понимать как «наступающий стремительно» или «давящий силой», что вполне могло соответствовать физическим или психическим данным основателя династии Спартокидов.

Исходя из вышеизложенного, нам представляется возможным считать Спартока I выходцем из среды эллинизованной скифской аристократии. Восточного Крыма, представители которой уже во второй половине V в. до н. э. вошли в состав греческого населения Пантикапея и Нимфея, о чем свидетельствуют их захоронения на территории некрополей этих городов. Именно с приходом к власти Спартокидов Боспор активизировал внешнюю политику, в результате которой в состав Боспорской державы вошли местные племена Европейского и Азиатского Боспора, и начался интенсивный процесс взаимодействия греческих и местных элементов в культурно-экономической жизни, что и дало возможность некоторым ученым (М. И. Ростовцев, С. А. Жебелев, В. Д. Блаватский и др.) сближать Боспор с эллинистическими государствами Древнего мира. Но независимо от того, кто был по своей этнической принадлежности Спарток, основанная им династия боспорских правителей выражала и пыталась осуществлять интересы греко-варварской аристократии Боспора до самого конца своего существования, когда последний потомок Спартока I царь Парисад V, передав власть Митридату Евпатору, пал от руки вождя восставших боспорских скифов — Савмака.

Источник.